antipin_sl (antipin_sl) wrote,
antipin_sl
antipin_sl

ЛИЦО, КНИГА: 7 ЗАВОРАЖИВАЮЩИХ ЭКРАНИЗАЦИЙ БРИТАНСКОЙ КЛАССИКИ

Оригинал взят у wh0_are_u в ЛИЦО, КНИГА: 7 ЗАВОРАЖИВАЮЩИХ ЭКРАНИЗАЦИЙ БРИТАНСКОЙ КЛАССИКИ
«БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»

РЕЖ. АЛЬФОНСО КУАРОН, 1998



Современная экранизация главного романа Диккенса без костюмов, пыльных париков и слоев грима. Имена главных героев тоже изменены — и всё это к лучшему. Финн живет на Манхэттене, рисует картины и с детства хранит в сердце любовь к недосягаемой Эстелле: чем старше они оба, тем сильнее его вроде бы безответная любовь. Куарон (вместе с замечательным сценаристом Дэвидом Маметом) берется за историю обеими руками и вытряхивает из нее шелуху, при этом оставляя каркас сюжета и терпкость высоких ожиданий. Дуэт Итана Хоука и Гвинет Пэлтроу — идеальное решение для чувственной, живой и нежной истории, а Роберт Де Ниро практически повторяет одну из лучших своих ролей в «Мысе страха» в образе беглого преступника.

«ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»

РЕЖ. АНДРЕА АРНОЛЬД, 2011



Роман Эмили Бронте экранизировали многократно, бережно перекладывая на язык кино описания природы и светские условности. Режиссер Андреа Арнольд блокирует этот прием, понимая, что для «Грозового перевала» куда важнее показать зарождение любви, флирт и ветер, который качает вереск. Ее природа растворяет в себе дома и людей: главные герои кувыркаются в сырой земле, их фигуры теряются в тумане, а реплики повисают в пустоте 50 оттенков болотного, серого и коричневого. Освежающий, атмосферный и притягательный фильм увлекает за собой зрителя, так что даже замена дворового мальчишки Хитклиффа на темнокожего актера кажется логичным и тонким режиссерским решением. Два бездонных океана глаз Каи Скоделарио тоже делают свое дело: ни у кого из режиссеров она не выглядит настолько органичной и сногсшибательно красивой.

«ДЖЕЙН ЭЙР»

РЕЖ. КЭРИ ФУКУНАГА, 2011



«Джейн Эйр» уже однажды очень повезло с экранизацией: Франко Дзеффирелли взял на главную роль Шарлотту Генсбур и очень нежно обошёлся с первоисточником — фильм получился трепетным и камерным. Кэри Фукунага, ответственный за «Настоящего детектива», снимает в главной роли потрясающий самородок Миа Васиковску, которой XIX век очень к лицу. Рочестера играет Майкл Фассбендер — выбор очевидный и тоже невероятно удачный. В фильме Фукунаги сохранена стройность диалогов Бронте, а пейзажи и интерьеры выбраны так, что не остается никаких сомнений: Джейн Эйр не выдумка, а живая девушка с бьющейся птицей вместо сердца. То же самое удается Энгу Ли, когда он рассказывают историю о долгой дороге к счастью двух сестер из «Разума и чувств».

«БАРРИ ЛИНДОН»

РЕЖ. СТЭНЛИ КУБРИК, 1975



Плутовской роман «Карьера Барри Линдона» Теккерея — книга ироничная и беспощадная к своему главному герою — в фильме Кубрика оборачивается большой человеческой трагедией. Райан О’Нил играет ирландского офицера в XVIII веке, которому очень долго и стопроцентно везло, а потом везти резко перестало. Карьерные успехи, семья и богатство уплывают у него из рук, как будто их и не было — Кубрик рассказывает историю о зыбкости человеческой жизни и успеха, на которую мы часто не можем повлиять. Он, как всегда, скрупулезен и внимателен к самым вроде бы незначительным деталям — от костюмов до почерка в письме. Снятый на специальные линзы при свечах в британских интерьерах и с гримом, восстановленным по описанию в дневниках придворных, «Барри Линдон» — одна из вершин не только в карьере Кубрика, но и во всей истории кино.

«ОРЛАНДО»

РЕЖ. САЛЛИ ПОТТЕР, 1992



Технически Вирджиния Вулф не имеет отношения к английскому роману XIX века, но ее фантастическая история об андрогине Орландо наследует литературную традицию Британии последних 400 лет. Британский режиссер Салли Поттер берет на главную роль известную тогда по фильмам Дерека Джармена Тильду Суинтон и вкрадчиво рассказывает о метущейся и бессмертной душе то ли мужчины, то ли женщины Орландо. Тильда Суинтон примеряет на себя десяток обличий сквозь столетия и воплощает идеальный образ горячего сердца и пытливого ума в поисках разгадки тайны жизни.

«ВДАЛИ ОТ ОБЕЗУМЕВШЕЙ ТОЛПЫ»

РЕЖ. ТОМАС ВИНТЕНБЕРГ, 2015



«Вдали от обезумевшей толпы» с Джули Кристи в главной роли в 1967 году убедительно снял британец Джон Шлезингер, который позже переехал в Голливуд и получил «Оскар» за «Полуночного ковбоя». При всем уважении главная героиня старой экранизации была карамельной и декламировала свой текст громким театральным голосом. В фильме Винтенберга роман Томаса Харди получается очень выпуклым, живым и актуальным: дело ли в отличном кастинге, во внимательной камере или в том, как Винтерберг снимает людей в окружении природы (это он демонстрировал еще в своей «Охоте»). Кэри Маллиган в роли Батшебы Эвердин — воплощение современной женщины с ее вопросами к себе и миру: как быть самой себе хозяйкой и претендовать на любовь и уважение других.

«ТРИСТРАМ ШЕНДИ: ИСТОРИЯ ПЕТУШКА И БЫЧКА»

РЕЖ. МАЙКЛ УИНТЕРБОТТОМ, 2005




Экранизировать книгу, которую экранизировать практически невозможно — отличный вызов для британского режиссера в самом расцвете сил. Абсурдная неоконченная «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна выворачивала человеческий опыт в самые неожиданные стороны на два века раньше Тома Стоппарда. Уинтерботтом снимает «Историю петушка и бычка» как великий постмодернистский роман: его актеры играют актеров, которые играют героев Стерна, бесятся, соперничают, репетируют, влюбляются и запутывают историю еще сильнее. Праздник английского юмора, вычурных акцентов и непереводимых реплик нужно смотреть обязательно на английском с субтитрами: это тот случай, когда оригинал не оставляет переводчикам шансов.


Tags: музыкальная пауза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments