antipin_sl (antipin_sl) wrote,
antipin_sl
antipin_sl

Мохнатые комедии Э. Рязанова

Оригинал взят у kir_bor в Мохнатые комедии Э. Рязанова
Оригинал взят у papuas_tt в Мохнатые комедии Э. Рязанова
http://chto-proishodit.ru/system/files/news/09.2015/ryazan.jpg

Умер ЭльдарРязанов. 88 – солидный возраст. Что делать - люди смертны и, как говорили старики, провожая друзей в последний путь: «Все там будем». После ухода остаётся добрая память и сделанное при жизни – всё остается людям. Творческое наследие Рязанова, как бы сейчас оно не восхвалялось далеко не бесспорно.

Первая художественная картина «Карнавальная ночь» - поём, веселимся, карнавалим на всю катушку. Прочь всё серьёзное, как бы велико и заманчиво оно не было, даёшь праздник. Смейтесь над всем – и будет вам счастье.

С.Е. Кургинян интересно анализирует сам фильм и общий социально-культурный фон и контекст, на котором фильм появился:
«Итак, фильм «Карнавальная ночь». В этом фильме, который вышел в 1956-м году, то есть в год хрущёвской десталинизации, которой многие радовались, и которая постфактум всё больше и больше обнажает своё зловещее содержание. В этот год вышел фильм, в котором главными героями были такие молодые советские люди, которые рвутся к празднику, к искреннему тёплому человеческому веселью, к танцам, к песням, к элементу необходимого во всем этом легкомыслия, словом ко всему тому, что является мягкой формой карнавала. И фильм-то называется «Карнавальная ночь». К этому моменту не были ещё изданы некоторые книги Бахтина о Карнавале, но уже об этом говорили в узких кругах, я знаю, просто моя мать работала в Институте мировой литературы, поэтому я примерно представляю себе, когда именно начались разговоры о Бахтине. Но дело не в Бахтине. Дело в гораздо более долгих и важных процессах, которые развивались в самых разных видах общества. Процессы эти по большому счёту носят метафизический характер, и поэтому их можно называть частью метафизической войны».
Источник.



Ещё один фильм Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1965 г.)  в том же духе.



Вам кажется, что трудно понять, «много букв»? Сложно? Трудно? Тогда смейтесь! Это легко. Моё поколение смеялось и вот – досмеялись теперь.

Рязанов человек не без способностей основной своей темой в творчестве сделал притаптывании крупного, великого, главного в жизни человека. «Жестокий романс» (1984 год) у него - история соблазнённой и покинутой Ларисы Дмитриевны. А у Островского в пьесе «Бесприданница», по чьим мотивам и снимается кино, совсем не об этом. А о том, что коли власть денег, то человек тоже товар, вещь то есть, можно купить. А если денег нет, но нужны, то можно и продаться. Фильм Рязанова высокие смыслы изымает и оставляет одну лирику, которую тоже снижает до максимально доступного в то время уровня публичности, - опошливает то есть. И полетел «мохнатый шмель».

Так движемся от фильма к фильму вверх по лестнице ведущей вниз. Мне могут возразить, что фильмы Рязанова смотрели и будут смотреть, что они интересны, и сняты талантливо.  Да, талант есть. Только куда он делся? После 1991 года мы имеем ряд слабых, просто негодных картин. Почему? Потому, что исчезли большие смыслы, не на чем стало плясать, нечего стало опускать. Мохнатый шмель оказался на выжженном идейном поле – жужжит, а толку нет.

Не хочу обижать поклонников Эльдара Рязанова, сам пятьдесят лет смотрел его фильмы и нравилось. Хотя были в обществе люди всегда считавшие, что здесь не чисто. Помню дискуссию, которая развернулась в прессе после «Жестокого романса».

Тема творческого пути Э. Рязанова большая и интересная. Наверно появятся её исследователи и разберут все подробно. Нам же, зрителям, которых у критиков принято называть простыми, следует понимать, что не всё то золото, что блестит, и не всегда надо смеяться, когда нас смешат, даже если талантливо.




Tags: концептуальное, персоналии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments