antipin_sl (antipin_sl) wrote,
antipin_sl
antipin_sl

Фантазия или сон Будды

Оригинал взят у stepan_pisahov в Фантазия или сон Будды

В индийской религиозной традиции есть своеобразный подход к теме творения и фантазии: божественное начало Брахма вечно творит, разрушительное начало Шива вечно разрушает творения, а то, что существует - это то, что удерживающее начало Вишну отвоевал у Шивы.

Темой статьи «Бегство от действительности» стало обсуждение роли фантастики и фэнтези в современной жизни. Корреляция между популярностью определенных жанров литературы и умонастроением читающей публики достаточно очевидна. Хотелось бы только отметить, что в статье сделан упор на подчеркивании различия фантастики и фэнтези, на различии их направленности - первой в будущее, а последней в прошлое. Это не совсем так: любое представление, а фантазия является частью представления, - направлено в некоторое будущее.
Идеал или представление, на которое направлена воля, так или иначе, воплощается в действительности. С другой стороны, воля как приложение какой-либо силы может существовать лишь тогда, когда имеется идеал, то есть то, к чему направлена эта сила. Поэтому любая фантастика и даже фэнтези хороша как поиск идеала.
Жанр фантастики как мы его помним, существовал достаточно ограниченное историческое время, примерно с конца 19 века до конца 20. Думаю, что этот жанр был популярен в связи с эмоциональным переживанием науки в тот период – применение тех или иных научных открытий, меняющих представление о повседневной жизни, будили и фантазию, и освежали взгляд. Современное же состояние науки таково, что для нее не существует никаких принципиальных ограничений (по крайней мере такое сложилось мнение), практически стали реальностью слова песни «что нам стоит дом построить – нарисуем, будем жить». Однако никто не хочет жить в нарисованном доме, хочется жить в настоящем, а фантастика не дает ответа на вопрос о человеке.
Фэнтези как литературный жанр, а не компьютерные игры, существовал еще с тех далеких времен, когда Вергилий писал свои Буколики. Она выражает собой стремление городского жителя погрузиться в некое благостное состояние на лоне природы, обрести отдых и покой от городской суеты. Но человеку здесь важно не только погрузиться в состояние душевного покоя, но и почувствовать личную связь с природой, таким всеобъемлющим и практически вечным по сравнению с человеческой жизнью субъектом, каким представляется природа. Это стремление обрести бессмертие в природе, например, ярко выражено в фильме «Аватар». Обретя в природе метафизические основания своей жизни, человек хочет оттолкнуться от этой стартовой площадки в будущее, чтобы обрести смысл своего существования в настоящем.
Само по себе это путешествие очень интересно, но, очевидно, сталкивается с двумя трудностями: либо при слишком глубоком погружении есть риск не вернуться обратно, либо выпадают важные вехи развития и на выходе получаем, что-нибудь вроде стрел для лука с ядерными боеголовками, т.е. постмодерн. Поэтому фэнтези становится гарантированной ловушкой двойного действия.
Также жанр фэнтези претендует на захват области духовной литературы: его персонажами становятся не только сказочные герои, но и астральные сущности, боги, ангелы, дьяволы и т.д. и т.п. На самом деле, подобная литература губит духовность, т.к. обычно за ней ничего не стоит, а те же мифы Древней Греции представляли собой не просто древние сказки, а являлись результатом суровой борьбы адептов культов всех этих богов, боровшихся и за умы, и за сердца, и за влияние, и за позиции в греческих полисах.
Извлечь духовный опыт из древнегреческих мифов – задача нетривиальная, не под силу каждому случайному человеку: вырванные из контекста мифы – это не более, чем сказка для современного человека, но восстанавливая смысл и фактическое положение можно на деле прикоснуться к действительному духовному опыту, собрать его по крупицам.
Крах СССР породил не только запрос на эскапизм у людей слабых, но и запрос на духовность, без которой не возможно существование общества, у людей сильных. Но регресс общества способствует упрощению людей, а с упрощением духовный поиск выливается фэнтезийным суррогатом.
Разорвать этот порочный круг, выскочить из воронки регресса – такова самая насущная задача, стоящая перед Россией в 21 веке.

Tags: мысли, не глупеть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments