antipin_sl (antipin_sl) wrote,
antipin_sl
antipin_sl

Categories:

Томас Манн о гении на примере Гёте

Оригинал взят у petrovna_4 в Томас Манн о гении на примере Гёте

Томас Манн в своей работе "Гёте как представитель бюргергской эпохи" 1932 года высказывает интересную мысль.
Одной из неотъемлемых черт гения, опираясь на слова Гёте, он называет склонность к обдумыванию и медлительность.

""Манерность, - говорит Гёте Эккерману, - всегда стремится закончить поскорее и не испытывает наслаждения от работы. Но подлинный, истинно великий талант видит величайшее счастье в самом выполнении"… "Не следует, - говорит он, - думать о том, как бы закончить, - как и путешествуем мы ведь не ради того, чтобы прибыть на место, а ради самого путешествия…" "Есть превосходные люди, - замечает он в другой раз, - которые не способны ничего делать наспех, поверхностно, но чья натура требует глубокого и спокойного проникновения в предмет. Подобные таланты часто вызывают в нас нетерпение, так как от них редко получаешь то, чего ждешь в данную минуту. Однако именно на этом пути создается самое великое". На первый взгляд он говорит здесь о "превосходных людях", но ведь ясно, что и сам он в значительной мере принадлежит к ним и что он тоже создавал самое великое на этом пути. Склонность к обдумыванию и медлительности, матерински терпеливое вынашивание неотделимы от его гения."

И подтверждает свой тезис историей самого Гёте, который безусловно был гением и которого Манн безмерно любил.

"В самом деле, ведь как творец он (Гёте) обладает натурой скорее медлительной, чем бурной и импровизаторской. Чудесный рассказ, в конце концов озаглавленный просто "Новелла", он носил в себе тридцать лет. Для "Эгмонта", от первоначального замысла до завершения, потребовалось двенадцать лет, для "Ифигении" - восемь, для "Тассо" - девять. Работа над "Годами учения" растянулась на шестнадцать лет, над "Фаустом" - почти на четыре десятилетия."

Томас Манн, разбирая творчество Гёте, приходит к выводу, что все его величайшие произведения - это идеи, пришедшие к нему в молодости, которые он развивал и оформлял в течении своей жизни  и опираясь на свой опыт.

"Как поэт, он всю свою жизнь, в сущности говоря, жил за счет своей молодости, он не был художником вечно новых находок и замыслов, его творчество в основном сводилось к разработке и оформлению идей, зародившихся у него на заре жизни, которые он пронес через десятилетия и наполнил всем богатством своей жизни, благодаря чему они приобрели мировой отклик. Так, "Фауст" по своему происхождению гениальная студенческая выходка, поднимающая на смех университетскую ученость и профессоров и виршами описывающая трогательно - злополучную историю обольщения скромной мещаночки. Но такова была сила всхожести этого юношеского замысла, и исподволь, постоянно направленное на него творческое усилие было столь неослабным, что со временем из него выросло всеосеняющее древо, поэма, типичная для немецкого народа и для всего человечества, которую открываешь, как Библию, и находишь в ней утешительное и мощное выражение духа человеческого. Так, "Вильгельм Мейстер" по своему первоначальному замыслу - роман молодого восторженного театрала, не ставившего себе иной задачи, как описать мир бродячих служителей Диониса, закулисный мир, описать его таким, каким он никогда еще не был описан. Но в конце концов мир комедиантов оказался лишь исходной точкой для эпического воспитательного путешествия, столь многознаменательного и всеобъемлющего свойства, что один умный критик - романтик сказал, что Французская революция, "Наукоучение" Фихте и роман "Вильгельм Мейстер" - три величайших события эпохи. Это непроизвольное, чуждое честолюбию, тихое и естественное, почти растительное разрастание от незаметного зародыша до всемирно значительного - черта, наиболее всего заслуживающая любви в могучем жизненном труде Гёте."

Просто не могла не поделится этими, на мой взгляд, довольно интересными мыслями великого гуманиста 20 века, понимающего, что классический гуманизм подходит к периоду своего исчерпания, и с надежой осматривающийся вокруг в поисках почвы для нового гуманизма.
Tags: культура, мысли, персоналии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments