antipin_sl (antipin_sl) wrote,
antipin_sl
antipin_sl

Category:

Философия

Евгений Иванов, 28 Ноябрь, 2020 - 15:00, ссылка

Субъективный идеализм неизбежно влечет солипсизм. Если все что мне дано - это мои приватные ощущения и мои приватные мысли, если я замкнут в своем сознании - то я не даже не могу помыслить нечто трансцендетное моему сознанию. Ведь мысль должна как то указывать, иметь в виду то, что она мыслит. А указать возможно лишь на то, что как-то дано в опыте. Трасцендентное - за пределами возможного опыта - а потому оно немыслимо, есть нонсенс, наподобие круглого квадрата.  Если я помыслил другое Я  как нечто запредельное моему сознанию, моему опыту, то это уже означает, что это Я как -то содержится в составе моего опыта, т.е. имманентно мне.

Недостаточно просто отрицать солипсизм. Необходимо показать, как его логически корректно возможно преодолеть. А преодолеть его можно только если трасцендентное "бытие другого", вместе с тем имманентно, каким-то образом дано в опыте не как репрезентация (образ или привтная идея моего сознания), а "в подлиннике"- именно как запредельное в том или ином аспекте мне бытие. Для этого достаточно постулировать, что  сознание не замкнуто в себе, но на каком-то уровне "разомкнуто", т.е. имеет доступ к "самим вещам". Если оно разомкнуто на уровне чувственного восприятия (мы видим не "субъективные образы", но "сами вещи"), то мы имеем концепцию именуемую "интуитивизм", "неореализм" и т.п. Недостаток этого подхода в том, что здесь полностью деонтологизируется научная картина мира и, в частности, мы вступаем в конфликт с физиологией и психологией восприятия, которые однозначно указывают на опосредованный, репрезентативный характер любого чуственного восприятия. Если мы хотим избежать конфликта с наукой - нам остается лишь постулировать разомкнутость сознания на уровне мышления, но не восприятия: мы воспринимаем не вещи, но их субъективные репрезентации, но мыслим сами вещие (мысль о предмете тождественна предмету мысли). Но отсюда следует, что "сами вещи" - и есть "идеи", т.е. от субъективного идеализма мы переходим к объективному идеализму (платонизму), основанному на принципе тождества бытия и мышления (мышление не есть приватное "генерирование идей", но есть созерцание надындивидуальных эйдосов (мирового Ума, мира идей)). Другой одновременно трансцендентен мне на чувственном уровне (ибо я вижу не его, а его образ в собственном приватном восприятии) и имманентен мне на уровне мышления - мысль о другом субъекте и есть его прямое самообнаружение в моем опыте. В этом случае сознания приватны, отделены друг от друга лишь на уровне чувственного восприятия, но все они укоренены в единой надындивидуальной сфере умопостигаемого и именно благодаря этой укорененности они и способны мыслит друг друга. Другой мыслим мною поскольку он, как духовное существо, существует  в мне (в надындивидуальной сфере моего я),  а я аналогично существую  в нем.

На примере Беркли, Фихте видно, что субъективный идеализм как правило быстро  эволюционирует в сторону объективного идеализма - именно потому, что иначе он не способен избежать солипсизма.

Tags: образовательные ресурсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments